Feed on Posts or Comments

Offtop &Ликбез &Общее Андрей Пивоваров on 02 Jul 2008 07:31 pm

Как делать технологические презентации. Часть 4.

Окончание (?). Начало тут, тут и тут.

Живая демонстрация

Многим людям сложно выступать с презентацией. Но если вы – технический специалист, вам может показаться, что живую демонстрацию сделать легче. Это большое заблуждение.

Удачная демонстрация может «продать» ваш продукт без всякой презентации, а неудачная наоборот может оставить ощущение, что все сыро и еле шевелится, даже если до этого на слайдах все было здорово.

Хорошая демонстрация без сценария быть не может. Вы должны очень четко представлять, что вы собираетесь показать, откуда начать и чем закончить.

Но самое главное – нужно задать себе вопрос, а нужно ли это демонстрировать? Чего именно вы хотите достичь живой демонстрацией?

Важным отличием демы от презентации является то, что вы можете во время презентации сказать все что угодно, вам могут поверить, что это работает. Но если во время демонстрации вы делаете ошибки, то компьютер не будет работать так, как вы ожидаете. Кроме того, во время демонстрации против вас играет стресс, и ошибка, которую вы без труда нашли бы сидя в одиночестве, может поставить вас в тупик. Не говоря уже о случайностях и других «генеральских эффектах»

Очень часто во время демонстраций получается, что демонстратор что-то забыл запустить или не учел, что время ограниченно. И то, на что он сам может потратить минуту, на демонстрации не приемлемо, так как заставляет сто человек бессмысленно смотреть целую минуту на экран.

Если вы собираетесь показать перекачку данных в таблицу при помощи инструмента, совершенно нет необходимости показывать, как вы создаете структуру таблицы в SQL Plus, это во первых долго, а во вторых набивая текст “CREATE TABLE ….” вы скорее всего ошибетесь и будете искать где вы сделали синтаксическую ошибку. Люди, сидящие в зале не знают что нормально, а что нет, поэтому любую подобную ошибку воспринимают как неработоспособность системы. Кроме того, очевидно, что таблицу создать в Oracle можно, это не предмет демонстрации. Поэтому, избегайте тратить на демонстрации время на то, что не относится к делу.

Другой пример – вы показываете как перевести товар со склада на склад, берете наугад товар номер 123 и система выдает, что такого товара на этом складе нет, вы начинаете судорожно перебирать другие товары, чтобы найти тот, который можно перевести. Это тоже смотрится дико и утомительно.

Поэтому, у живой демонстрации, должен быть четкий сценарий. Прогоните ее заранее двадцать раз, чтобы убедиться что не вылезают неожиданности. (И даже после этого, они все равно могут проявиться) Живая демонстрация подобна фильму. Каждый знает, что иногда чувствуется, что фильм местами затянут. Поэтому прогон, особенно если на него смотрит кто-то со стороны может выявить где «затянутости»

Поскольку живая демонстрация предполагает, что зрители следят за последовательностью действий, ни в коем случае нельзя отклоняться от сценария, хаотично дергать мышкой, бесцельно лазить по меню или грузить людей комментариями, не относящимися к конкретной демонстрации. Типа «А вот если пойти по вот этому пункту меню, то можно будет создать новый товар», во время демонстрации перемещения товара.

Важно учитывать, что когда зритель видит экран системы первый раз, для него совершенно непонятно что значат все эти надписи и иконки, поэтому не надо перегружать бессмысленным переключениями окон. Это сбивает с толку и утомляет. В итоге зритель теряет нить показа.

Как вариант, иногда вместо живой демонстрации, имеет смысл показать заранее заготовленный ролик, комментируя по ходу, что происходит на экране.

Кроме того, нужно понимать, что если вы показываете демонстрацию в комнате с маленьким экраном, думайте о том, что происходящее на экране может быть не видно половине зала.

Хорошо демонстрируются продукты, с которыми работает конечный пользователь – интерфейс приложения или BI система. Демонстрацией можно показать look&feel системы, потенциальный пользователь может понять, что его ждет, если будет куплена эта система.

С другой стороны демонстрировать коммандные строки и запуски скриптов имеет смысл только в очень специальной аудитории, когда вы уверены, что большинство понимает, что происходит и может за пару секунд понять смысл написанного SQL или скрипта. В аудитории на 200 человек это скорее всего не так.

Заключение

Конечно в относительно короткой статье невозможно охватить все проблемы, возникающие во время презентаций. Если придумаю что-то еще, – напишу.
Как я говорил, в интернете есть и другие статьи на эту тему.

В некоторых можно прочитать, что не важно что вы презентуете, важно как, уверенно ли вы себя ощущаете. Стоите ли вы в нужной позе или нет.
Это все, конечно, важно, но это уже детали.

Но если у вас нет самого главного – вам нечего сказать, или есть, но вы не знаете как это донести (не эмоционально, а информативно), то ваша презентация будет неудачной, даже если все будут потрясены вашей уверенностью и внешним видом.

Если вы неопытный презентатор – покажите ее кому-то из знакомых и близких – со стороны сразу будет видно, что хорошо и что плохо. Возможно, по началу понадобится несколько раз изменить презентацию, на зато потом будет гораздо легче.

Не нужно надеяться на чудесные курсы, которые сделают из вас крутого докладчика – они позволяют только немного изменить ваш стиль или указать на самые яркие ошибки. Принципиально улучшить вашу презентацию можете только вы сами, думая, анализируя, спрашивая отзывы у ваших слушателей.

Было бы желание.

Спасибо всем, кто дочитал до этого места!

__________________________________
Читайте также:
А еще можно почитать мой твиттер @apivovarov

17 Responses to “Как делать технологические презентации. Часть 4.”

  1. on 02 Jul 2008 at 8:30 pm 1.Андрей Колесов said …

    Лично я с удовольствием прочитал эти рекомендации. Правда, они мне не очень нужны, так как по роду работы (журналист) я не делаю презентации, а слушаю их :-)
    В целом тут, конечно, все верно, но я бы посоветовал сформулировать теперь рекомендации в виде более четких советов, причем, желательно, “проверяемыми” показателями.

    Я понимаю, что мероприятия могут быть разными и разными могут быть презентации. Но, что касается, “маркетиговых” презентаций (особенно для прессы), я бы, например, сформулировал такие:

    1. Презентация должна содержать не более 10-15 слайдов. Занимать по времени 20-30 минут выступаления + 10-15 минут вопросы-ответы
    2. Сессию “вопросов-ответов” нужно также готовить заранее, как и саму презентацию.
    3. Нужно заранее решить вопрос о доступности презентации слушателям. Если их не очень много, то можно ЗАРАНЕЕ сделать диск. Еще лучше – раздать им распечатку (по ней легче следить за выступлением и прямо на ней делать пометки). Если не диск, то записать презенатцию на FTP. И на последнем слайде презентации указать адрес, где будет размещен PPT-файл.

    И вообще, я бы посоветовал подумать о замене статической модели общения с народом на динамическую, интерактивную.

  2. on 02 Jul 2008 at 9:25 pm 2.Alexander Trofimov said …

    Динамическая презентация, увы, превращает 10-15 слайдов в 2 часа как минимум. Хорошо, когда это время есть, как у нас на MCP Клубах, но обычно это недопустимо.
    А под всем остальным подписываюсь с удовольствием.
    Спасибо, обнаружил в своих презентациях пару ляпов: буду исправлять. =)

  3. on 02 Jul 2008 at 9:25 pm 3.Андрей Пивоваров said …

    Спасибо, Андрей!

    Я не формулировад четкие рекомендации, потому что идея была другая – эти статьи – суть заметки на разные темы, сделанные в разное время и по разным обстоятельствам.
    К тому же, я не гуру-презентатор и даже не читаю курсы по презентационному мастерству, поэтому не думаю, что в праве давать какие-то строгие рекомендации.
    Но, в целом, замечание принимается.

    По вопросам.
    1. В Oracle для пресс-конференций презентации обычно и готовятся в таком формате. Согласен.

    2. Для пресс-конференций возможно. Для других мероприятий это сложно сделать, так как аудитория зачастую будет не известно какая. Иногда стихийно возникает поток вопросов. Кто-то начал первый, остальные подтянулись. Иногда этого первого нет и сессия вопросов-ответов заканчивается не начавшись.
    По моему опыту вопросы чаще задают, когда есть какие-то неувязки или неясности в докладе.

    3. Согласен с вами, это полезно. На самом деле еще несколько лет назад мы часто так и делали. Готовили заранее распечатки и презентации. (Кстати, я упоминал об этом вскользь. Одному моему коллеге на курсах как раз посоветовали избавиться от этих распечаток. Дескать, отвлекают) Однако сейчас жизнь изменилась, мероприятий и встреч стало больше, а времени меньше. Поэтому, если раньше на подготовку к большому докладу можно было потратить пару недель, то сейчас 2-3 дня, а то иногда и всего несколько часов. В таких обстоятельствах сложно сделать диск заранее, так как презентация в окончательном виде оформляется поздно накануне. Поэтому, сейчас мы стараемся выкладывать презентации после мероприятия на сайте. И почти всегда это удается.
    Даже на этом сайте я выкладываю презентации в разделе Презентации

    Статическая-динамическая модель – это интересно. Но очень сложно. Хотя, может быть у вас есть идеи как это осуществить. Или, может быть вы видели пример такой презентации?

    В маленькой аудитории (до 10 человек) можно успеть познакомиться со всеми и попытаться вовлечь в процесс. Даже часто это удается. Но как это сделать с 50 человеками – не совсем понятно, так как уровень подготовки у всех разный, и степень общительности тоже.

  4. on 02 Jul 2008 at 9:35 pm 4.Андрей Пивоваров said …

    Александр,

    А что вы понимаете под динамической презентацией?

  5. on 02 Jul 2008 at 10:40 pm 5.Андрей Колесов said …

    1. По поводу “выкладывания” презентации. Сегодня, когда у всех есть быстрый Интернет, вариант с сайтом является лучшим.
    НО
    а) важно сразу, во время презентации на слайде указать конкретный адрес (не файла, а страницы, где будет нужная ссылка)
    б) скорость выкладывания. Это особенно важно для прессы. По хорошему, журналист, вернувшись на рабочее место, должен сразу написать статью. В это момент презентация должна быть доступна.
    При нормальной организации, по-моему, это очень просто.
    К сожалению, на практике получается, что презентации появляются в доступе через 3-10 дней. Я знаю почему – крайняя неторопливость, особенно, если задействованы службы на аутсорсинге.

    > Статическая-динамическая модель – это интересно. Но очень сложно. Хотя, может быть у вас есть идеи как это осуществить. Или, может быть вы видели пример такой презентации?

    Да, идеи есть. Есть примеры и 20-летней давности и современные.
    Да, я полностью согласен, что это сложнее, что это требует командной работы (как минимум двух человек).

    Возможно, “динамическая” — это не удачное название. Скорее “интерактивная”, в режиме диалога с аудиторией. Понятно, что это сложнее, но гораздо эффективнее.

    Мне кажется, что одна из задач презентации – это как раз получение обратной связи с аудиторией.

    Классический вариант научно-технических конференций подразумевает обязательное наличие модератора. Который не просто следит за регламетном (чего у нас тоже почти никогда не бывает), но управляет дискуссией. Именно на нем лежит задача поддержки сессии вопросов-ответов.

    Более того, сессия “вопросов” очень важна просто для того, что еще раз четко выделить ключевые вопросы презентации. Тут как раз нужно помощь опытного модератора.

    Мне приходится бывать на разных мероприятиях (не только для прессы) и могу сказать
    1. За рубежом формы общения более гибкие, там очень хорошо виден переход от статической модели к интерактивной.
    2. Практически единственный пример хорошо организаванной конференции у нас (что мне удалось увидеть) — это две конфереции по СОА, которые прошлм в Москве осенью и весной. Я писал об этом в постах. Хотя можно и лучше :-)

    > Динамическая презентация, увы, превращает 10-15 слайдов в 2 часа
    Это опять же зависит от правильной организации. От модераторства. Если пустить на самотек и 3-х часов не хватит :-)

    > Но как это сделать с 50 человеками – не совсем понятно,

    Опять же нужна подготовка и командная работа. Я видел примеры такого интерактива на конференциях MS в Европе, когда в зале было 5 тысяч человек.

  6. on 03 Jul 2008 at 12:25 am 6.Андрей Пивоваров said …

    Андрей,

    1. Полностью согласен, что нужно сообщать, где можно будет взять презентацию.
    Однако, ссылка как таковая, часто малоинформативна. Если написать ссылку с 10 слешами, никто ее не запомнит, а на сайтах больших корпораций по-другому может не получиться.
    Как, например, мы с этим боремся?
    – Мы сообщаем где будут выложены презентации (например, на странице, где была регистрация).
    – Иногда производится рассылка по списку зарегистрировавшихся на мероприятие.
    – Ну, и самый действенный вариант – можем тут же на мероприятии скинуть презентацию на флешку. Не помню, чтобы мы кому-то отказывали, тем более журналистам.

    То, что презентации могут появляться не сразу – издержки работы больших организаций. Согласен, это не очень хорошо.

    2. Наверное, я не видел удачных интерактивных мероприятий. Я видел круглые столы, где участники по кругу делятся мыслями на темы, по которым им на самом деле нечего сказать. Получается тоска зеленая.

    В идеале, наверное, нужно приглашать каких-то хорошо разбирающихся в теме людей и сразу их ориентировать на задавание вопросов, чтобы у них было время подумать и т.д. Но это требует очень больших усилий, а как я и сказал, в условиях, когда на подготовку есть пара дней, развить взаимодействие с сообществом сложно.

    К тому же, для того, чтобы получилась внятная дискуссия, нужно чтобы участники были более-менее выровнены. Если одного интересует “Чем СУБД лучше, чем Excel?”, а другого “Чем колоночное хранение в таблицах лучше/хуже, чем строковое?”, то, понятно, какой-то интересной дискуссии не получится. Да и чем Уже тема, тем меньше есть людей, котрые в принципе могут иметь интересное мнение по вопросу.

    Недавно мы проводили мероприятие по теме Business Intelligence, в формате тусовки с пивом. Туда пришли почти исключительно специалисты по этой теме. При этом, были приглашены выступить практики. В результате дискуссии получились, хоть и кулуарные. Вроде все остались довольны.

    На моей памяти это один их немногих примеров интерактивных мероприятий. Но, видимо, это не совсем тот формат, о котором вы говорите.

    Андрей, спасибо вам за комментарии. Взгляд со стороны очень полезен. Есть о чем подумать. Формы обратной связи на мероприятиях дают не так уж много информации, так как большинство людей не любит вообще высказываться на темы что было хорошо, а что можно улучшить.

    Интересный момент. Мы с вами переписываемся в двух плоскостях.
    1. Что должно быть в идеале вообще, на любых презентациях. И тут я с вами согласен почти полностью.
    2. Насколько далек я или мои коллеги от этого идеального варианта. И тут я привожу какие то аргументы в оправдание :)

  7. on 03 Jul 2008 at 7:36 am 7.Андрей Колесов said …

    На самом деле, это здорово, что вы написали эти четыре части. Лично у меня энтузиазм обычно проходит после публикации первой :-)

  8. on 03 Jul 2008 at 7:38 am 8.Андрей Пивоваров said …

    Обычно у меня тоже.
    Но тут, видимо, наболело. :-)

  9. on 03 Jul 2008 at 7:47 am 9.Alexander Trofimov said …

    Про вопрос о динамическом построении презентации: я имел в виду то, о чем говорил Андрей, как о самом простом случае: построение выступления как полубеседы/полудоклада с общением в кулуарах в перерыве. Но у нас обычно 40-50 человек, не больше и даже при этом мы справляемся с 15-20 слайдами, небольшой демонстрацией и этим самым общением часа за 2-3. Правда, это может быть следствием нашей неопытности: мало кто из докладчиков имеет большой опыт. У меня, например, только небольшой опыт преподавания на курсах и 5-6 презентаций за спиной. Потому читал с большим удовольствием =)

  10. on 03 Jul 2008 at 10:43 am 10.Андрей Колесов said …

    Я совсем не говорю, что “интерактив” – это легко. И более того, не факт, что это даст адекватный бизнес-эффект. Но столь же понятно, что новые формы продвижения нужно искать и пробовать. И на примере тех же зарубежных мероприятий (а мне, конечно, приходится бывать не на “рабочих” семинарах, а на более официальных) видно, что там идет этот поиск, и что мы тут заметно в целом отстаем.

    Например, у нас еще очень слабо используется ресурс “независимых” экспертов, которые как раз могут выполнять роль модератеров, докладчиков. В этом плане очень сильный ход сделала MS, которая отвела целую секцию по SOA+BMP на ноябрьской “Платформе” Дэвиду Чеппеллу (http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=105043). Конечно, он сам по себе сильный оратор, но его независимый статус позволил более рельефно осветить проблему, при этом сама MS только выигрыла.

  11. on 03 Jul 2008 at 11:27 am 11.Alexander Trofimov said …

    У меня все осложняется (на самом деле упрощается, конечно же) тем, что мне вовсе не нужно что-то продвигать. У нас чисто технические мероприятия. То есть абсолютно без marketing bullshit. Потому можно себе позволить не напрягаться по поводу продвижения продукта (впрочем, имеет место элемент продвижения себя, но это совсем другая история) и ставить эксперименты и прогонять разные сценарии в разных выступлениях.
    Маркетинговые мероприятия, разумеется, сложнее – им нужно что-то доказывать и оправдывать бюджет =)

  12. on 07 Jul 2008 at 2:17 pm 12.Нечаев Иван said …

    Интересный блог, такие редко встречаются, буду посещать его почаще.

  13. on 09 Jul 2008 at 4:18 pm 13.Андрей Пивоваров said …

    Александр, Андрей,

    Извините, не отвечал – был в отъезде.

    Мне кажется, что мы говорим о немного разных вещах.
    Например интерактив в том виде, как говорит Александр у нас на семинарах почти всегда практикуется. То есть, я не помню схемы “докладчик вышел – отчитал заранее отрепетированные текст и ушел”.

    Вопросы, обсужждения в кулуарах, всегда приветствуются.

    Но обычно, обсуждения в процессе доклада все-таки практикуются в небольшой аудитории. Даже 40 человек – это слишком много, чтобы всем был интересен “диалог”

    Из интересных форм я могу вспомнить, как в прошлом году мы в Киеве устроили сеанс одновременной установки Oracle BI на 20 компьютеров, с которыми пришли представители партнеров. То есть, они сами ставили, попутно сталкиваясь с проблемами и задавали вопросы.

    Это не так скучно, как кажется на первый взгляд.
    Установка софта – повод к тому, чтобы слушатель более внимательно отнесся к тому, что происходит.

    Вначале мы сделали короткую, на 5-10 слайдов презентацию о том, как мы будем двигаться и что должны получить в конце.

    А дальше получился практически один сплошной интерактив, так как повыплывали самые разные вопросы, ошибки и другие особенности.

    В конце мероприятия у всех был небольшой но практический опыт работы с продуктом и плюс сам продукт, установленный на собственном компьютере.

    Мне кажется, что речь у нас о разном, потому что, по моему опыту, мероприятия на которые приходят журналисты – это больше презентации о стратегии, разъясняющие куда все движется. Эти мероприятия характеризуются большой официальностью и предельно разнообразным составом аудитории. Тут могут быть и программисты, которые давно работают с продуктом и люди, далекие от IT вообще, но которые хотят понять для себя стоит ли в вкладывать в это деньги. С интерактивом на них обычно плохо, опять же в силу разной подготовки публики. Понятно, что программиста и финансиста занимают совершенно разные вопросы.

    Опять же не говорю, что новые формы искать не нужно. Просто не всегда есть возможность/время/идеи/и т.д. для этого.

  14. on 11 Jul 2008 at 10:02 pm 14.Alexander Trofimov said …

    Ммм… На самом деле у нас собирается именно очень однородная толпа из 40-50 человек, потому обсуждение в большинстве случаев всем интересно. Лабы пока не организуем так как негде – MS пока не выделяет ресурсов на это, но показываем и стараемся отвечать на все вопросы в форме беседы. Собственно, осенью очередная наша встреча, будет запись (первые не очень хорошо получились из-за отсутствия опыта и второго микрофона). Если не забуду – приглашу просмотреть и отрецензировать ;)

  15. on 13 Jul 2008 at 1:02 pm 15.Таврин said …

    Цикл этих статей просто уникален, важность и доступность поданного материала трудно переоценит, спасибо!

  16. on 16 Jul 2008 at 3:37 pm 16.Андрей Пивоваров said …

    Александр,

    Я по вашим описаниям так и не понял что это за мероприятия и на какую тему :) Но понял, что как-то связано с MS. За приглашение – спасибо!

  17. on 16 Jul 2008 at 3:37 pm 17.Андрей Пивоваров said …

    Таврин,

    “Трудно переоценить” это, конечно, сильно.
    Но все равно – спасибо :)

Trackback This Post | Subscribe to the comments through RSS Feed

Leave a Reply