Feed on Posts or Comments

Offtop &Ликбез &Общее Андрей Пивоваров on 30 Jun 2008 08:38 pm

Как делать технологические презентации. Часть 2.

Продолжение. Начало тут.

Прежде чем высказать свои мысли о презентации на слайдах, маленькое отступление.
Я не написал в начале чем же технологическая презентация отличается от не технологической, напишу сейчас.

Предположим, вы присутствуете на маркетинговой презентации жевательной резинки или стирального порошка. И, предположим, выступают представители двух конкурентов.
В процессе презентации (да вообще-то и до), вы понимаете, что принципиальной разницы между двумя жвачками или порошками нет. И вы, как потенциальный потребитель, можете сделать выбор на основе косвенных признаков. Кто из презентаторов смешнее шутит, у кого оригинальнее слайды или слоганы, кто увереннее себя ведет, у кого костюм лучше и т.д. Вы понимаете, что если вам не понравится жвачка, вы ее выплюнете и забудете. Поэтому, в этом случае работает принцип \”не важно что презентуется – важно как\” Этот принцип работает, когда продукты идут ноздря в ноздрю и различия найти сложно.

Другое дело – презентации о технологиях. Тут разница между конкурентами такая, что иногда даже продукт-конкурент выбрать сложно. Например с чем сравнить BI Server Oracle? У конкурентов есть что отчасти похожее, но лежит оно в других плоскостях. Или правильнее сказать, множества ваши и конкурента только частично пересекаются.

Кроме того, технологии – вещь сложная. Документация по той же СУБД Oracle насчитывает 10-20 тысяч страниц. Это вам не жвачка.

Поэтому, люди, которые выбирают технологию, понимающие, что ошибка в выборе может стоить очень дорого, обычно слушают очень внимательно что именно предлагается. И в этом случае шутки презентатора – плюс, но не критерий выбора.

А теперь про слайды.

Слайды

Так уж получилось, что почти все современные презентации делаются с использованием слайдов в программе типа PowerPoint.

Здесь лежит огромное поле для ошибок.

Для чего вообще нужны слайды? Они выполняют две функции. Во-первых, наглядно поясняют аудитории, слова докладчика. Во-вторых, позволяют напомнить докладчику о чем он собирался говорить дальше.

Существует радикальное мнение, что слайды – это зло и настоящий профи обходится без них.

Это мнение происходит оттого, что слайды часто используются неправильно.

Бывает слайды перегружены текстом. Если на слайде в содержательной части больше 10-15 слов, он, скорее всего, перегружен. Текст будет не видно с задних рядов и никто это прочитать не сможет.

Другая ошибка – помещать на слайды «абстрактные картинки» в виде кругов, пирамид, на которых не ясно, что изображено. Этим грешат маркетинговые презентации. Такой слайд скорее раздражает, чем добавляет что-то к вашей презентации.

Очень часто встречающаяся ошибка, особенно среди начинающих – читать слайд. Если докладчик просто стоит и читает, что написано на слайде, не добавляя ничего от себя, – это начинает бесить аудиторию, так как очевидно, что человек в зале успеет прочитать слайд быстрее, чем докладчик, да и вообще зачем было приходить слушать докладчика, когда можно было просто разослать слайды по почте?

Прочитывание слайдов допустимо только если на слайде написана какая-то квинтэссенция доклада или темы, что-то очень важное. Но таких слайдов может быть 1-2 на тему.

Поэтому, слайды могут мешать докладу, если презентатор, не задумывается, зачем они нужны.

Слайды как напоминание докладчику, что будет дальше – это тоже скорее для начинающих докладчиков, которые еще не знают хорошо, что они собираются сказать. Обычно это бросается в глаза, когда человек рассказывает что-то, что потом иллюстрируется через пару слайдов. Это значит, что он пока плохо помнит последовательность рассказа. Другое проявление – когда переключается слайд и докладчик испуганно на него смотрит, как будто видит в первый раз.

Конечно, нормальную презентацию можно сделать и без слайдов, поясняя свои мысли рисунками на доске, например. Но обычно для этого нужен уже больший опыт. К тому же, так как речь тут идет о технологических презентациях, слайды позволяют нарисовать, например, сложные диаграммы, которые облегчают понимание того, что говорит докладчик и для осознания которых нужно несколько минут изучения. Это малоприменимо к нетехнологическим презентациям.

Рассказ по чужим слайдам

Иногда бывает, что тебе дают презентацию в ppt, подготовленную кем-то другим. С одной стороны это здорово, потому что не надо тратить много времени на рисование и поиск слайдов. С другой стороны здесь есть ловушка. Другой человек мыслит по-другому, и последовательность слайдов у него другая.

Даже если вы собираетесь использовать все слайды из чужой презентации, обязательно, перед тем как рассказывать – прогоните ее, думая о том, что вы будете говорить здесь и что дальше. Еще лучше, если вы найдете друга, подругу, жену, мужа или кого-то еще, кому вы сможете предварительно эту презентацию рассказать. Вам сразу будут заметны множество нестыковок.
Возможно, вам нужно изменить порядок слайдов под себя.

Вообще, репетиция презентации – дело хорошее, даже если слайды свои, особенно если вы начинающий презентатор. Но и тут важно не перебарщивать, чтобы не быть похожим во время презентации на робота, который просто проигрывает пластинку. Это тоже заметно.

Использование иностранных слайдов

Так уж получается, что большинство технологий, которые мы тут продвигаем, приходят с Запада, а значит, что оттуда же приходят и презентационные материалы. Поскольку язык у нас другой, культура другая и т.д. Иногда, когда слушаешь презентацию очень сильно бросается в глаза, что слайды – западные и это играет в минус всей презентации. Скажем, примеры про TCO и ROI в Америке раздражают, так как здесь могут быть совсем другие условия бизнеса и многое, что работает в Америке, может не работать здесь. Поэтому примеры нужно выбирать тщательнее.

Отдельная проблема, – когда западная маркетинговая машина придумывает какой-нибудь классный слоган с игрой слов, который не переводится на русский.

В этом случае, лучше вообще заменить его на что-то другое и не использовать, так как выглядеть это будет неудачно. На моей памяти было одно мероприятие по Fusion Middleware, где использовался слоган “Start in the Middle”. Тут видны ассоциации «Middle-Middleware», «Начни с Middleware» и т.д. Но на русский это адекватно перевести невозможно. «Начни с середины?» Вся игра слов, очень удачная на английском, на русском не звучит. Получается просто бессмысленное словосочетание.

Другой пример ближе к теме BI. Пару лет назад был выработан такой слоган – “Pervasive BI”. Слово “Pervasive” в английском имеет множество значений: всеобщий, всепроникающий, повсеместный и т.д. Слоган означает, что теперь BI могут пользоваться все, в любом месте и т.д. Удачного аналога этого слова, учитывающего все оттенки, на русском найти не удалось, поэтому мы стали использовать перевод «Аналитика для всех» Что хоть и не совсем то, что было в оригинале, но передает смысл того, что хотели сказать маркетологи.

Продолжение тут.

__________________________________
Читайте также:
А еще можно почитать мой твиттер @apivovarov

4 Responses to “Как делать технологические презентации. Часть 2.”

  1. on 01 Jul 2008 at 12:03 pm 1.Алексей said …

    Андрей, помимо перечня ошибок в использовании слайдов, было бы очень интересно получить твое мнение (может быть с примерами?) их _правильного_ использования. Т.е. _как грамотно подготовить презентацию_

    Кстати, еще одна ошибка (в коллекцию) со слайдами — рассказ отдельно, слайды отдельно. Ну то есть диаграмма иллюстрирует, но не поясняется, а идет фоном и т.д.

    Рисунки на доске характерны для лекций в университете, и, кстати, они будут информативнее, так как позволяют лучше уследить за ходом мысли, но и менее иллюстративны и захватывающи (презентация не лекция, и одна из задач — увлечь слушателя).

  2. on 01 Jul 2008 at 12:43 pm 2.Daniel said …

    Прочитывание слайдов допустимо только если на слайде написана какая-то квинтэссенция доклада или темы, что-то очень важное. Но таких слайдов может быть 1-2 на тему.

    Как я понимаю, это относится к вводным и заключительным слайдам, так? Просто имхо полезно делать короткие но содержательные слайды с краткими итогами по главам презентации (это не относится к пяти/десятиминутным презентациям).

    Иногда, когда слушаешь презентацию очень сильно бросается в глаза, что слайды – западные и это играет в минус всей презентации. Скажем, примеры про TCO и ROI в Америке раздражают, так как здесь могут быть совсем другие условия бизнеса и многое, что работает в Америке, может не работать здесь.

    Какие есть ещё примеры, схожих ошибок в использовании “чуждой идеологии” :) ?

    …поэтому мы стали использовать перевод «Аналитика для всех»

    Да, этот “Pervasive”… Воспринимаю это слово, применительно к BI, как “доступный”.

  3. on 01 Jul 2008 at 1:53 pm 3.Андрей Пивоваров said …

    Алексей,

    Я не думаю, что есть какой-то один единственно правильный способ использования слайдов.
    Слайды – это вспомогательный инструмент. Презентацию действительно можно сделать и без них.

    У презентации должно быть начало, выравнивающее всех слушателей в понимании проблемы. Затем содержательная часть, с какой-то логикой развития изложения, без метаний из стороны в сторону. Ну и какие то выводы.

    Этот подход применим не только к презентациям-слайдам,и к написанию статей.

    Рассказ отдельно-слайды отдельно. Не совсем понятно, что имеется в виду. Но вообще, конечно это бессмыслица.

    Имеет смысл, когда на слайде иллюстрируется что-то, а докладчик немного другими словами, под другим углом объясняет то же самое. В итоге слушатель осознает, что он понял идею правильно.

    Насчет отличия презентации от лекции не согласен. Технологическая презентация во многом напоминает лекцию. Отличие, в том что слушатель может слушать этот материал первый раз и поэтому никаких знаний предварительных может не быть.

    А то, что лекции в институтах ассоциируются со скукой – это говорит только о том, что лекторов, умеющих читать лекии интересно и увлекательно также мало как и презентаторов, а может и меньше.

    Лекции и учебники могут быть увлекательными – можно вспомнить хотя бы “Фейнмановские лекции по физике”

  4. on 01 Jul 2008 at 2:01 pm 4.Андрей Пивоваров said …

    Daniel,

    Полезно, согласен.

    Чуждая идеология. Я не знаю как часто вам приходится смотреть иностранные презентации (ppt) Отличий много. Это и другая логика изложения, и применение каких-то маркетинговых приемов, которые у нас редко используются. И куча цитат каких-то неизвестных аналитиков, которые здесь обычно вызывают усмешку.
    И иллюстрации применения технологий в каких-то областях, которые у нас не развиты в этом отношении, например здравоохранение или военные.

    Мы просто привыкаем фильтровать материал, который к нам не относится, осознавая что это пришло из за бугра. А забугорный слушатель может сказать “зачем вы мне это показываете? Какое это имеет отношение ко мне?”

Trackback This Post | Subscribe to the comments through RSS Feed

Leave a Reply